Перевести страницу

Статьи о Дао Пути

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ СТИЛЯ У(武)

ИСКУССТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ И ЭЛИТЫ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА, ПРОВЕРЕННАЯ В СМЕРТЕЛЬНЫХ ПОЕДИНКАХ ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА БОЯ - ТАЙЦЗИЦЮАНЬ У(ХАО)

Сегодня по всему миру ши­роко распространились спор­тивно-оздоровительные виды ушу и гимнастики тайцзи­цюань. Большинство из них теперь имеют уже очень да­лекое отношение к своим прародителям — системам эффективного противодей­ствия противникам как в без­оружной, так и в вооруженной схватке. Так, широко извест­ные виды тайцзицюань мало того, что ничего не дают прак­тикующему с точки зрения как применять их длинные вычур­ные формы, но также и имеют очень слабые объяснения ба­зовой работы в тайцзицюань, которая собственно и приво­дит к овладению усилиями и возможностями этого боевого искусства. От данных недо­статков свободен ныне мало­известный за пределами Ки­тая тайцзицюань У(Хао).

Он с самого начала требует обу­чения согласно принципам тела.шага, рук и т.д., делая упор на овладение внутренним усилием, после чего только и изучаются формы, которые должны быть понимаемы с точки зрения практического применения. Достаточно ска­зать, что такой Мастер Китая как Сунь Лутан стал учени­ком Хао Вэйчжэня, одного из Мастеров данного стиля, ко­торый прославился непобе­димостью в схватках в Пекине первой трети прошлого века (чем никак не могут похва­статься представители других ответвлений тайцзицюань, потому как декларация самих себя как «непобедимых бой­цов» чаще всего практиче­ски ничем не подтверждена).

 

Нам удалось получить ред­кие материалы, рассказыва­ющие как о поединках самого основателя стиля У Юйсяна с родоначальником стиля Ян -Ян Лучанем, так и подроб­ные описания использования тайцзицюань в схватках Ли Июя и Хао Вэйчжэня, что мы планируем публиковать в бу­дущих номерах данного изда­ния. А пока начнем мы с пу­бликации частей книги внука Хао Вэйчжэня - Хао Шаожу, которые постепенно помогут помочь читателю основы и принципы этого удивительно­го искусства.

 

Главные особенности тайц­зицюань стиля У(武)

Тайцзицюань стиля У(武)[1] так­же называют тайцзицюанем стиля Хао(郝)[2]. Этот сфор­мировавшийся стиль строго и четко следует законам дви­жения тайцзицюань, во всех отношениях руководствуясь изначальными принципами, он обладает целостной и глубокой основой. Его глав­ными особенностями являют­ся: «Главное это добиваться Тайцзи (внутренней формы), двигать внутреннее усилие, мыслью вести ци. Совершен­ствовать объединение воеди­но эссенции цзин, ци и духа шэнь.» То таолу тайцзицюань, которое передали У Юйсян и Ли Июй[3] изначально имело 53 позиции. Мой дед (Хао Вэй-чжэнь) следуя итогам Ли Июя, от начала до конца каждую позицию из последовательно­сти в 53 движения наполнил разделением на 4 важнейших требования «Начало, прием, открытие, закрытие» , развив до современных 96 позиций. Поэтому каждая позиция дан­ного стиля разделяется на 4 вышеперечисленных иеро­глифа (принципа)[4] и все дви­жения сформированы по дан­ной последовательности.

Тайцзицюань стиля У(Хао) не только от начала до конца пронизан вышеназванными 4 принципами, но и строго ру­ководствуется изначальны­ми принципами тайцзицюань относительно методов тела, шагов и рук. В методах тела данного стиля основой явля­ется «срединная прямизна» (это означает, что при движе­нии вперед и отступлении на­зад, вращениях влево и вправо следует всегда сохранять срединную прямизну корпу­са), основным критерием счи­тается срединное положение копчика, акцент на то, чтобы «изнутри достигать внешне­го», строгое разделение в шагах «пустоты и полноты», непременным условием яв­ляется срединное положение корпуса, во время изменений акцент делается на исключи­тельное применение внутрен­него усилия и не позволяется опираться на наклоны тела вперед или назад, отклонения влево и вправо, и использо­вать силу от подъемов тела вверх вниз (за исключением приседаний вниз и прыжков), поэтому требования отно­сительно поясницы и бедер очень высоки, нагрузка очень велика, в методах рук глав­ными являются вертикальные ладони, руки не выходят за пределы носков стоп, левая и правая рука отвечают за свою половину тела и нельзя наобум выводить их за свои пределы. В движениях всей последовательности позиций (таолу) требуется объединить воедино методы тела, шагов и рук, внутреннее и внешнее, с помощью изменений «вну­тренней формы» управлять движениями «внешней фор­мы».

 

Особенностью искусства тайцзицюань У(Хао) являет­ся «Изменяться сообразно с противником, заимствуя силу побеждать людей». Основ­ным принципом является «во­влечение и провал в пустоту, 4 лянами двигать 1000 цзиней[6]», управлять изменения­ми мыслью и ци, делая упор на движение внутренней ци и не выдавать усилия внешней формой, изменяясь так, что­бы противник не мог пред­угадать, добиваясь такого ма­стерства, когда «Противники не знают меня, только я знаю их», постепенно достигая чу­десного уровня «Противники подчиняются мне, а я не под­чиняюсь им».
-

1. Не следует путать данный стиль с фамильным иероглифом武(У-воинственный), производным от имени основателя У Юйсяна (武禹) с поздним ответвлением от стиля Ян, названным по самоиэбранной фамилии представителей обслуживания рухнувшей маньнжурской династии У(吴) тайцзицюань.

 

2. У Юйсян передал свое искусство Ли Июю, который в свою очередь передал его свое­

где таковые положения являются нормой и четко видны на фотографиях их основателей, в Т.е. малым весом(усилием) управлять большим.


3. Ли Июй(李亦畲),преемник У Юйсяна, передавший старые трактаты Хао Вэйчжэню и свое­му брату. В них впервые были обнародованы такие фундаментальные основы тайцзи­цюань как тексты Ван Цзунъюэ и У Юйсяна, которые впоследствии были заимствованы в своих сочинениях многими ответвлениями тайцзицюань, не имевшими своих текстов. Вообще, все наследие трактатов тайцзицюань образуют прежде всего тексты по стилю Ян, У (У Юйсяна), Чэнь и Чжаобао, среди которых наследие стиля У(Хао) выделяется наибольшей систематичностью, прежде всего благодаря высокому культурному уровню У Юйсяна и Ли Июя.

 

4. Т.е. « Начало, прием, открытие, закрытие».

 

5. Как это принято, например, в ответвлении от стиля Ян, - маньчжурском У тайцзицюань.

 

6. Т.е. малым весом (усилием) управлять большим.

 

© Перевод Д.А.Артемьев
Журнал "Боевые искусства Китая" 3-2009

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse
Nethouse - создание сайта для бизнеса.